Пророческое предостережение Александра Сергеевича Пушкина церкви в «Сказке о попе и его работнике Балде»
«Сказка о попе и его работнике Балде» входила, и пока входит, в школьную программу, поэтому основная часть населения нашей страны знакома с ее содержанием. По сюжету поп берет в найм работника Балду. В качестве оплаты за работу Балда по истечении срока дает попу три щелчка. Последнее задание в сказке, которое поп дает Балде - собрать с чертей оброк:
«Стало на сердце попа веселее.
Начал он глядеть на Балду посмелее.
Вот он кричит: “Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный”.
Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошёл, сел у берега моря;
Там он стал верёвку крутить
Да конец её в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес:
“Зачем ты, Балда, к нам залез?” –
“Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить”.
Беса старого взяла тут унылость.
“Скажи, за что такая немилость?” –
“Как за что? Вы не платите оброка,
Не помните положенного срока;
Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха”.
В развитии сюжета сказки Балда собирает оброк с чертей, и дает щелчки попу. В результате чего поп лишается разума, а Балда укоряет попа в жадности: «не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»
Еще в школьные годы я задавался вопросом, что это за черти в сказке Пушкина? Кто или что это за существа? Почему они живут в море? За что Балда собирает с чертей оброк в пользу попа, т.е. в связи с чем у нечистой силы возникла задолженность перед церковью ? Каким образом можно собрать оброк с мифической нечистой силы и в какой валюте выражен этот самый оброк? Почему Балда именно веревкой беспокоит чертей, а не каким-то другим предметом, крестом ли, или ладаном, раз уж в сказке присутствует поп? Но в то время эти вопросы остались без ответов. С школьного периода минули десятки лет, и уже со своими детьми вновь окунувшись в фольклорные произведения Пушкина, я заметил, что мое восприятие сказки хоть и немного изменилось, но вопросы так и остались без ответа, и, пожалуй, пришло время попробовать ответить на них.
Разгадывая загадки сказки Пушкина, я нашел любопытные источники информации, которые надеюсь, помогут пролить свет на скрытый между строк сказки смысл, понятный нашим предкам, но ставший малодоступным современному человеку. Поделюсь этими находками, быть может они, заинтересуют и других почитателей таланта Пушкина, сохранившего фольклор для современных поколений.
Прежде, чем погрузиться в наше исследование необходимо внести ясность в термины и дать им определения. Кто такие черти, что такое оброк, кто такой поп и Балда?
Черти (бесы) – представители нечистой силы. По представлениям наших предков – это люди умершие не своей, то есть неестественной смертью, в частности: утопленники, сгоревшие при пожарах, упивцы, жертвы убийц и эпидемий, замерзшие, самоубийцы и т.п., а также дети проклятые своими родителями. По верованию наших предков, такие покойники не переходили к духам предков, а продолжали находится в нашем земном мире, как бы доживая свою прерванную жизнь на земле, но подчиняясь нечистой силе. Таких покойников именовали заложенными или заложными, их не хоронили на кладбищах. Считалось, что их не принимает земля, и помещение таких покойников в землю принесет несчастье в виде мора, неурожая, засухи и т.п. Д.К. Зеленин, «Избранные труды. Очерки русской мифологии» В качестве примера, можно привести русалок. Русалки – молодые девушки утопленницы, и классические заложенные покойники в мировоззрении наших предков. «…Забайкальские казаки называют русалок «чертовками» К. Т. Логиновский, Материалы к этнографии забайк. Казаков (Записки Общества изучения Амурского края, IX , вып. 1, 1903, с. 8)., уральцы — вполне равнозначущимъ словомъ «шутовками», точно такъ же, как и «у белоруссов русалки часто сливаются с понятием о чорте» Этногрфич. Обозр. ХХVIII, 1896, № 1, с. 91.
Для детей, умерших без крещения, у малороссов существует еще другое название: потерча, потерчатко, потерчук . ЖС 1911 3_4, с.359-360 В сноске поясняется – слова взяты согласно словарю украинского языка Б. Гринченко, и дается пояснение — Для нас неясна этимология этого слова, но мы предполагаем две возможности: или потерча равно предполагаемому *па-чертенок, т. е. маленький и плохонький чортъ, или же оно в связи с словом потерянный, в смысле «заблудившийся, погибший» (быть может, и самое слово чёрт в связи с глаголом терять?). ЖС 1911 3_4, с.359-360
Подольские малоруссы приписывают «потырчатам» способность сократить встретившемуся человеку жизнь, «т. е. некрещенным младенцам, которыми в данном случае вполне действует чорт». ЖС 1911 3_4, с.402
«Что же касается вообще бохолдоевъ (так именуют в Бурятии людей умерших неестественной смертью, прим.Г.М.), то «мнения о них у бурят весьма различны: одни представляют их чем-то в роде чертей» ЖС, 1911 3_4 с.371
В сказке черти живут в море, в водоеме. В дошедших до нас пословицах и поговорках не упоминается море как место жительства чертей, но во множестве упоминаются другие водоемы: озера, болота, омуты. Зеленин так характеризует места обитания чертей опираясь на пословицы:
«В современном народном понимании того, в каких местах надлежит погребать заложных, ясно сквозить мысль о различении мест чистых и нечистых. Общее кладбище и прилегающие к нему местности считаются, безусловно, чистыми местами; болота, озера, глухиe овраги и т. п. — нечистыми. С этим подразделением нужно сравнить народные пословицы: «было бы болото, а черти найдутся» «в тихом озере черти водятся», «чорт огня боится, а в воде селится». ЖС 1911 3_4,с.389
К приведенным выше пословицам еще добавим: «тихо озеро, да чертей полно», «вертит как черт в пучине», «был бы куст ворона сядет; было бы озеро, черти заведуться»
Зеленин в представленном отрывке из статьи «Русалки…», как и в ранее нами приведенных примерах, отождествляет заложных покойников с чертями.
Зеленин Дмитрий Константинович (1878-1954) – русский и советский этнограф, с 1916 года глава кафедры русского языка и словесности Харьковского университета; профессор кафедры этнографии Ленинградского университета с 1925 года; член корреспондент АН СССР.
Далее в нашем исследовании мы, как и Зеленин приравняем заложенных покойников к чертям.
Продолжение во вложенном файле